Побег/Getaway (1972)
Режиссёр- Сэм Пекинпа (Sam Peckinpah)…
…Автор сценария- Уолтер Хилл (Walter Hill) по роману Джима Томпсона (Jim Thompson) …
…Художники- Анджело П. Грэм (Angelo P. Graham), Тед Хэуорт (Ted Haworth)…
…Композитор- Куинси Джонс (Quincy Jones)…
…В ролях: Стив МакКуин (Steve McQueen), Эли МакГро (Ali MacGrow), Бен Джонсон (Ben Johnson), Салли Стразерс (Sally Struthers), Аль Леттьери (Al Lettieri), Слим Пикенс (Slim Pickens), Даб Тейлор (Dub Taylor), Бо Хопкинс (Bo Hopkins), Джек Додсон (Jack Dodson), Рой Дженсон (Roy Jenson)…
…Посещаемость - 15,7 млн. зрителей…
…В 1965 году неуживчивый режиссёр Сэм Пекинпа, который часто находился в состоянии "личной гражданской войны" чуть ли не со всем Голливудом, так и не сработался на фильме "Цинциннати Кид" с популярным актёром Стивом МакКуином и поссорился с продюсером - отснятый материал был уничтожен, а картину заново поставил Норман Джуисон. Но спустя семь лет тот же МакКуин снялся подряд в двух лентах Пекинпа, который наконец-то завоевал большую славу благодаря фильмам "Дикая банда" и "Соломенные псы". А в "Побеге" был необходим актёрский талант именно Стива МакКуина для создания образа авантюриста, мошенника, грабителя банков Дока МакКоя, который неожиданно "прокалывается" на пустяке, сам нарушая ловко придуманный им план досрочного освобождения из тюрьмы ради совершения нового ограбления. Его жена Кэрол, которая намеренно соблазняла чиновника из техасских официальных властей, была вынуждена убить вступившего с ними в сговор представителя закона. И, пытаясь уйти от правосудия, супружеская пара оказывается "в бегах"…
…Американские зрители следили с дополнительным интересом за приключениями героев (кстати, эта криминально-авантюрная мелодрама стала самой кассовой в непростой кинобиографии Пекинпа), поскольку знали о личных взаимоотношениях МакКуина с более молодой актрисой Эли МакГро, которая получила широкую известность после картины "История любви". Сценарий по роману Джима Томпсона написал Уолтер Хилл, позже - один из признанных постановщиков "нового Голливуда". Но когда спустя двадцать с лишним лет появился римейк, появилась возможность не только пересмотреть прежний "Побег" и сопоставить две версии одного и того же сюжета, оставшегося почти без изменений, а как раз сделать переоценку…
…Сэм Пекинпа всегда отличался тем, что снимал как бы поперёк жанра, нарушая все представления о манере рассказываемой истории. Вот и приключенческий боевик "Побег" не случайно приобрёл в его трактовке более трогательную интонацию love story. Хотя на самом-то деле в обличье "современного вестерна" (куда уж деться от любимого американского жанра, тем более что герои-грабители жаждут найти спасение от тех, кто их преследует, в Мексике - этой "земле обетованной" для всех аутсайдеров и отщепенцев со времён покорения Дикого Запада) скрывается своеобразная притча о вечном стремлении человека к свободе…
…То есть "Побег" Пекинпа вполне можно сравнивать с другой картиной с участием Стива МакКуина, появившейся годом позже - а именно с "Мотыльком" Фрэнклина Шефнера. Причём режиссёр ненавязчиво смещает акценты, даёт вроде бы случайные кадры, необязательные сцены, которые легко можно пропустить мимо внимания, однако в подсознании они, видимо, оседают. Казалось бы, какое отношение имеет косуля, которая появляется в самом начале, ещё на вступительных титрах "Побега", ко всем последующим авантюрам грабителей банка? Но это будто код, тайный шифр, ещё один аллегорический (как название "Соломенные псы" - в предыдущей работе Сэма Пекинпа) намёк, позволяющий лучше понять исходный замысел. Неизбежно рискуя всё упростить, нельзя, тем не менее, не отметить, что дикие и свободные - это почти синонимы для автора "Дикой банды"…
Премьера в Америке – 13 декабря 1972.
Бюджет фильма – $3.3 млн.
Сборы в прокате – $26.9 млн.
Один из редких фильмов, все сцены которого были сняты в точной последовательности, как это было прописано в сценарии.
Специально для фильма Эли МакГро научилась стрелять из пистолета и водить автомобиль.
Актер Джеймс Гарнер прибыл на съемки к своему другу, Стиву МакКуину, на оранжевом «Фольксвагене». Машина настолько понравилась координатору трюков Кэри Лофтину, что он предложил Гарнеру использовать его автомобиль в фильме; это та самая тачка, которую герои МакКуина и МакГро бросают, когда бегут из города.
Название радиостанции WHIL, которую слышно в сцене в ресторане, это явный намек на сценариста Уолтера Хилла. Это была вторая сценарная работа в карьере Хилла; в том же 72-м по его сценарию вышел фильм Роберта Калпа «Хикки и Боггс». Сам Хилл в режиссуре дебютирует спустя три года.
Первоначально над сценарием фильма работал автор романа Джим Томпсон. Через четыре месяца он предоставил свою версию студию, и МакКуину, имевшему большое влияние в проекте, не понравился мрачный, отчасти сюрреалистический финал. Именно он уволил Томпсона и заменил его Хиллом.
МакКуин также настоял на том, что музыка, написанная композитором Джерри Филдингом, не единожды работавшим с Пекинпа, слишком мрачная, и незадолго до выпуска фильма заменил ее на партитуру джазового музыканта Куинси Джонса.
Фильм собирался снимать Питер Богданович, а главную женскую роль должна была сыграть Сибилл Шепард. Когда Шепард ушла, и ее заменила Эли МакГро, Богданович оставил проект.
Для МакГро одна из первых ролей оказалась решающей и в личной жизни – на съемках она влюбилась в МакКуина и ушла ради него от влиятельного мужа, продюсера Роберта Эванса.
Сэм Пекинпа на роль Кэрол хотел получить Стеллу Стивенс. Однако актриса была занята на съемках «Приключения «Посейдона» (1972) и не могла освободиться.
Негодяй Руди Батлер – потенциальный неудачник; на это есть ряд намеков – на педали его машины число 13, а еще в нескольких сценах он неосторожно играет с черным котенком.
МакКой дает Кэрол пощечину; этого в сценарии не было, МакКуин сымпровизировал пощечину, и реакция МакГро в фильме была настоящей, не сыгранной.
В 1994 режиссер Роджер Доналдсон снял одноименный ремейк. Главные роли сыграли Алек Болдуин и Ким Бэйсингер; сам же фильм слишком очевидно повторял сцену за сценой оригинальную ленту.
«Мотылек» /Papillon (1973)
страна США, Франция
слоган «Two men with nothing in common but a will to live and a place to die»
режиссер Франклин Дж. Шаффнер
сценарий Анри Шарьер, Далтон Трамбо, Лоренцо Семпл мл.
продюсер Роберт Дорфманн, Роберт О. Каплан, Т. Ричмонд, ...
оператор Фред Дж. Конекэмп
композитор Джерри Голдсмит
жанр драма, приключения, криминал, биография
бюджет $12 000 000
сборы в США $53 267 000
зрители 30.1 млн. 8.5 млн. 3.85 млн.
премьера (мир) 16 декабря 1973
релиз на DVD 25 февраля 2010, «CINEMA PRESTIGE»
рейтинг MPAA
время 151 мин.
За убийство, которое он не совершал, взломщик сейфов Анри Шарьер приговорен к пожизненному заключению и отправлен на каторгу. Прозванный «Мотыльком» из-за того, что на его груди вытатуирован этот символ свободы, Анри совершает несколько попыток побега. В наказание власти надолго сажают его в карцер, а затем отправляют во Французскую Гвиану на остров Дьявола, со всех сторон окруженный океаном.
Из этой самой страшной каторжной тюрьмы не удавалось бежать ни одному заключенному. Но ничто не может заставить Анри пасть духом и сломить его решимость вырваться на волю…
Для Стива Маккуина это была уже вторая тюремная драма, в которой он сыграл героя-беглеца: первой был фильм Джона Стёрджеса «Большой побег» (1963).
В оригинальном романе Луи Дега - второстепенный персонаж, остающийся за пределами сюжета уже в первой половине книги. В фильме же Дега стал одним из главных героев.
Создавая образ Луи Дега, Дастин Хоффман вдохновлялся образом соавтора сценария фильма Далтона Трамбо. Особенно это касается отчужденности и застенчивости легендарного сценариста, которые просто поразили Хоффмана при знакомстве с Трамбо.
Чтобы нормально видеть сквозь толстые стекла очков своего героя, Дастину Хоффману пришлось носить специальные контактные линзы.
Несмотря на то что оригинальная книга Анри Шарьера является автобиографической, французы во Французской Гвиане единодушно утверждают, что большая часть истории Папильона - не более чем художественный вымысел.
Документально засвидетельствовано, что Анри Шарьер был заключен в тюрьму Сан-Лоран и, возможно, сбежал оттуда, однако он никогда не был в заключении на знаменитом острове Дьявола, хотя тюремное поселение на этом острове действительно существовало.
И книга, и фильм представляют берега острова Дьявола как сплошные высокие скалы. На самом деле берега острова Дьявола (ныне известного как остров Спасения) хотя и действительно скалистые, но пологие.
Когда Папильон в первый раз попадает в карцер, его кусает летучая мышь-вампир. Рана, оставленная ею, выглядит как два маленьких отверстия, из которых сочится кровь, - точь-в-точь как в мистических фильмах о вампирах. Однако проблема в том, что летучие мыши-вампиры, хотя они действительно пьют кровь, действуют при этом несколько иначе, нежели их собратья из легенд. Подлетев к спящему живому существу, летучая мышь-вампир не кусает жертву клыками, которых у рукокрылых попросту нет, а срезает у жертвы маленький кусочек кожи острыми резцами, после чего шершавым языком углубляет ранку. Слюна этих нетопырей содержит химикат, который оказывает обезболивающий эффект, а также препятствует свертываемости крови. После этого летучие мыши парят над жертвой, слизывая капли крови, которые сочатся из ранки.
Приключенческая экзистенциальная драма
Этот фильм считается основанным на реальной истории, которую описал в своём романе французский автор Анри Шарьер, хотя ему предъявляли потом претензии по поводу ряда несоответствий. Однако Шарьер уверял, что лично отбывал в 30-е годы тюремное заключение во Французской Гвиане на так называемом «Острове дьявола», откуда неоднократно пытался совершить побег, за что и получил прозвище Мотылёк. А экранизировал его произведение как раз в год смерти писателя 53-летний американский режиссёр Фрэнклин Шефнер, опытный мастер лент с тщательным воспроизведением исторической среды, а также зрелищных боевиков. В данной картине он удачно сочетает занимательную интригу, экзотику действия, приключения и перипетии, выпадающие на долю героев, а также глубокое осмысление событий, которое вполне можно счесть экзистенциальным по своей сути, поскольку речь идёт о попытке человека, оказавшегося в типичной «пограничной ситуации», не только выжить, но и выбраться за пределы этого угнетающего существования.
Благодаря чрезвычайно убедительной, точной по психологическим нюансам игре Стива МакКуина и Дастина Хофмана (последний в роли тщедушного очкарика Луи Дега, напарника Шарьера по побегу, в очередной раз продемонстрировал свою виртуозную способность к перевоплощению — недаром этого актёра называют «хамелеоном»), фильм «Мотылёк» становится притчей о неистребимом стремлении людей к свободе. Любой ценой, несмотря ни на что, готовые пожертвовать хоть и жизнью, они, подобно мотылькам, летящим на огонь, рвутся прочь из тюремной камеры в бескрайние просторы океана. И картина Шефнера действительно исполнена истинной веры в безграничные возможности человека, способного остаться самим собой даже в нечеловеческих условиях. Что касается зрелищности ленты (в американском прокате она в четыре с лишним раза превзошла свой бюджет), то авантюрность сюжета, который не отпускает наше внимание на протяжении двух с половиной часов экранного времени, только способствуют ненавязчивому восприятию зрителями её гуманистического и философского пафоса.
«ВЗДЫМАЮЩИЙСЯ АД» / The Towering Inferno(1974)
США, 1974, 165 мин., «20th Century Fox/Warner»
Режиссеры Джон Гилльермин и Ирвин Аллен, продюсер Ирвин Аллен, композитор Джон Уилльямс, визуальные эффекты Мэттью Юричич
В ролях Стив Маккуин, Пол Ньюман, Фэй Дануэй, О. Джей Симпсон, Ричард Чамберлен, Уилльям Холден, Фред Астер, Роберт Вон, Роберт Вагнер
Сан-Франциско. Архитектор Дуг Робертс возвращается из длинного отпуска и обнаруживает, что спланированный им самый высокий небоскреб в мире практически построен. Но во время вечеринки с участием почти 300 гостей, устроенной в небоскребе по поводу окончания строительных работ на 81-м этаже происходит короткое замыкание и начинается пожар. Люди оказываются отрезанными от выхода на 135 этаже. Прибывшая пожарная команда во главе с Майклом О'Халлораном обнаруживает, что внешние спасательные лестницы не были достроены, а по пожарным выдвижным лестницам им не добраться до людей. Пожарным ничего другого не остается, как по лестнице здания от этажа к этажу пробираться сквозь бушующий огонь, чтобы спасти несчастных людей…
В картину перешло много актеров из предыдущего фильма-катастрофы Ирвина Аллена «Приключения Посейдона» (1972). После успеха этого фильма появилась мода на фильмы-катастрофы. Студия «Warner» решила купить права на экранизацию романа «Башня» Ричарда Мартина Стерна за 390 тысяч долларов. Два месяца спустя Ирвин Аллен и студия «20th Century Fox» обнаружили роман Томаса Скортиа и Фрэнка Робинсона «Стеклянный ад» с аналогичным сюжетом и купили права на его экранизацию за 400 тысяч долларов. Чтобы избежать конкуренции двух похожих фильмов в прокате две студии решили объединить усилия и финансировать производство поровну. «Warner» получал прибыль с проката в остальном мире, а студия «20th Century Fox»-в США. Это стало первым случаем в истории Голливуда, когда столь крупные студии работали вместе над одним проектом. Соединить названия романов в одно из трех слов не удалось, поэтому пришлось остановиться на названии «Вздымающийся ад». Оба романа были навеяны сооружением огромных башен Мирового торгового центра в начале 70-х годов. Сценарист Стирлинг Силлифант взял из каждого романа по семь главных персонажей и основные сюжетные линии. Стив Маккуин настоял, чтобы они вместе с Полом Ньюманом имели одинаковое количество предложений в диалогах фильма. Они оба получили одинаковый гонорар: по 1 миллиону долларов и 7, 5% от выручки. Ирвин Аллен первоначально хотел, чтобы Маккуин играл роль архитектора здания Дуга Робертса, но тот восстал против этого. Он захотел роль главы пожарников О’Халлорана. Роль архитектора отошла Полу Ньюману. Имена обоих актеров в титрах находились в одном кадре. Это было придумано для картины «Бутч Кэссиди и Санданс Кид» (1969), где впервые могли сняться эти актеры, чтобы уровнять обеих звезд. Но когда Маккуин покинул тот проект, его заменили менее известным Робертом Рэдфордом, и имя Пола Ньюмана стало появляться первым. Стив Маккуин и Фэй Дануэй строго предупредили продюсеров, чтобы к ним не подходили зрители на съемочной площадке. Кроме этого, Маккуин отказался дать хоть одно интервью. Чтобы получить настоящую реакцию актеров, Ирвин Аллен, не предупреждая их, сам поджег потолок, где проходили съемки. Реакция испуганных актеров превзошла все ожидания. В интервью, которое много лет спустя дал сценарист картины Стирлинг Силлифант, он признался, что после съемок фильма постоянно стал садиться в незнакомых зданиях рядом с пожарным краном. Этому его научил пожарный, консультировавший его при написании сценария к этому фильму. Роль Лизолетт Мюллер, сыгранная Дженнифер Джонс, первоначально была предложена Оливии Де Хавилланд. Это последняя роль Джонс в кино до самой ее смерти в 2008 года в возрасте 99 лет. Стив Маккуин и Пол Ньюман почти все трюки в картине выполнили самостоятельно. Во время съемок на одной из площадок пожар вышел из-под контроля и оказавшийся рядом Маккуин спас нескольких пожарных. Один из них, сразу не узнавший актера, произнес: «Моя жена мне не поверит», на что Маккуин ответил: «Моя-тоже!».
Для съемок фильма было построено 57 декораций, из них только 8 остались после окончания съемок более-менее целыми. В первоначальном сценарии роль начальника пожарных была значительно меньше. Она была предложена Эрнесту Борнайну, а роль архитектора-Маккуину. Позднее Маккуин сказал: «Если кто-нибудь из актеров моего калибра сможет сыграть архитектора, то я сыграю шефа пожарных». Продюсеры фильма быстро ангажировали Пола Ньюмана на роль архитектора. Актриса Эстер Уилльямс отклонила оба предложения Ирвина Аллена сняться в его фильмах «Приключения Посейдона» (1972) и «Вздымающийся ад». Ирвин Аллен лично руководил съемкой всех сцен действия. Много лет подряд в 80-90-х годах шведское телевидение демонстрировало этот фильм на Новый год сразу после полуночи. Лифт в картине изображал лифт в отеле Hyatt Regency в Сан-Франциско, где снимались многие фильмы, в частности, картина «Эпоха за эпохой» (1979). Фильм получил «Оскар» за лучший монтаж, операторскую работу и песню Джоэла Хиршхорна и Элла Каша «We May Never Love Like This Again», а номинировался за лучшие декорации, звук, музыку, актера второго плана (Фред Астер) и как лучший фильм года. «Золотой глобус» получили Фред Астер за лучшую роль второго плана и Сюзан Фланнери как лучшая актриса-дебютантка, а картина номинировалась за лучший сценарий, песню и актрису второго плана (Дженнифер Джонс). Англичане вручили Джону Уилльямсу свой приз «BAFTA» за музыку к фильму (а также к картине «Челюсти», 1975), а Фреду Астеру за роль второго плана, а также номинировали за лучшее художественное оформление и операторскую работу. При бюджете в 14 миллионов долларов картина только в США собрала 116 миллионов.